Содержание
Дорожная карта социального работника — программа развития социальной сферы, рассчитанная на период с 2013 по 2020 гг. Общероссийский план был подробно описан в Приказе Министерства труда и соцзащиты № 282. Позже каждый регион России составлял свою карту, опираясь на пункты, изложенные в Приказе. Местные власти, помимо разработки региональных карт, должны были также проследить за их реализацией. Каждый квартал они были обязаны направлять отчет в Минтруд, описывающий, как проходят запланированные мероприятия. В свою очередь, контроль за дорожными картами субъектов РФ осуществлялся тремя департаментами страны. Им также нужно было организовать процесс реализации принятой программы.
Планы и ожидаемые результаты
При разработке проекта перед российским обществом остро стояли следующие проблемы, требующие решения:
- трудность в получении соцуслуг жителями «глубинки»;
- недостаточное количество учреждений соцобслуживания, их устаревшая материально-техническая база;
- длинные очереди на получение услуг как в стационарных центрах помощи населению, так и на дому;
- недостаточное развитие частного сектора в сфере соцобслуживания;
- низкий уровень ежемесячного дохода сотрудников социальных служб.
За пять лет предлагалось внести изменения, которые в конечном счете должны были привести к следующим результатам:
- организации в регионах страны целой сети учреждений, оказывающих соцуслуги, в том числе за счет привлечения частных некоммерческих организаций;
- значительному развитию рынка соцобслуживания;
- ремонту (включая капремонт) объектов инфраструктуры соцобслуживания;
- использованию современных технологий и новых методик;
- повышению доступности получения услуг для жителей сел, деревень и отдаленных районов;
- росту ежемесячных доходов соцработников и их переводу на эффективные контракты, где прописаны их должностные обязанности, критерии эффективности, а также условия оплаты трудовой деятельности и предоставления различных льгот;
- перераспределению нагрузки на соцработников;
- росту числа сотрудников соцслужб;
- формированию наиболее объективной системы оценки профессионализма сотрудника и качества тех услуг, которые он предоставляет.
Показателями успешности внедрения дорожной карты считаются следующие цифры:
- рост числа людей, обращающихся за получением соцуслуг, до 99,3%;
- рост числа пенсионеров и инвалидов, обращающихся за помощью в негосударственные соцслужбы, до 5%;
- рост числа негосударственных служб до 10% от общего числа организаций, оказывающих социальные услуги гражданам;
- снижение количества зданий социальных служб, требующих серьезного ремонта, до 4%;
- полное отсутствие очередей на получение помощи на дому, а также в медико-социальных учреждениях для временного проживания;
- рост ежемесячных доходов сотрудников соцслужб до уровня средней зарплаты в регионе;
- сокращение разрыва между ежемесячными доходами соцработников и руководителей соцслужб (теперь последние не могут получать сумму, превышающую размер зарплаты сотрудников более чем в восемь раз).
План мероприятий и их реализация
Реализация плана социально-экономического развития была осуществлена поэтапно. Общий план был разбит на несколько сфер. Первая касалась исключительно анализа происходящего. В 2015 году были тщательно проанализированы итоги изменений первых лет и выявлены существенные проблемы. В следующие три года в ходе мониторинга был выявлен уровень нуждаемости россиян в разных формах социального обслуживания, с учетом которого смогли определить оптимальную нагрузку, которую можно возложить на одного соцработника. К 2016 году на 1 716 480 клиентов должно было приходиться 170 207 соцработников.
Для улучшения обслуживания граждан в социальной сфере был принят ряд следующих мер:
- проведены мероприятия по кадровому планированию соцслужб в соответствии с новыми целями;
- организовано профессиональное обучение работников данных служб;
- разработаны меры, стимулирующие повышение эффективности работы сотрудников;
- проведен анализ возможной эффективности работы медико-социальных служб для временного либо постоянного размещения пенсионеров и инвалидов, которые не могут самостоятельно себя обслуживать;
- проведен тщательный анализ качества услуг, предоставляемых в стационарных службах защиты населения;
- проведен комплекс мероприятий для обеспечения полной безопасности учреждений соцобслуживания с ежегодным контролем реализации этих мер.
Изменения коснулись и законодательных актов в области социального обслуживания. С 2015 по 2020 годы проводился анализ уже имеющихся законов и результатов их реализации и принимались предложения по улучшению действующих норм и правил. К моменту завершения программы удалось обеспечить взаимодействие между различными ведомствами. В начале проекта совместно с Фондом поддержки детей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, в пяти регионах страны была опробована программа по социальному сопровождению семей с детьми. Позже результаты проанализировали и распространили на другие субъекты РФ. Также был создан и внедрен проект социального сопровождения пенсионеров для помощи в получении различных услуг, которые не относятся к социальным (например, юридических и медицинских).
К 2020 году была укреплена и развита материально-техническая база соцслужб. Был составлен список учреждений, которым требовался ремонт либо перестройка, а также зданий, которые планировалось построить. В финансировании данных мероприятий принял участие ПФР. Также была разработана схема развития и размещения учреждений соцобслуживания вплоть до 2020 года, которая претворяется в жизнь и по сей день.
Рост зарплат и эффективности
Чтобы увеличить эффективность работы социальных служб, повысить качество предоставляемых услуг, а также ликвидировать длинные очереди, был разработан комплекс следующих мероприятий:
- Разработка современных технологий, позволяющих получать услуги на дому (в том числе людям, страдающим психическими расстройствами), а также облегчающих процесс получения услуг для тех, кто проживает в отдаленных районах.
- Ежегодное распространение передового опыта работы региональных органов исполнительной власти в сфере предоставления соцуслуг пенсионерам.
- Привлечение на рынок оказания соцуслуг частных некоммерческих служб, волонтеров и благотворителей для повышения конкурентоспособности служб, ведь граждане смогли бы самостоятельно выбирать понравившееся учреждение.
- Совершенствование мер по проведению независимой оценки качества работы соцслужб (на основе показателей и критериев, которые помогают оценить соотношение количества затраченного труда и его качества).
- Создание при службах попечительских советов.
- Постоянное информирование граждан об изменениях в сфере социального обслуживания.
К моменту завершения программы планировалось увеличить уровень зарплат, ежемесячно выплачиваемых соцработнику. Согласно Указу Президента № 597, увеличение должно было произойти в 1,4–1,5 раза. То есть доходы соцработников должны были достичь величины средних зарплат в регионе. Оплата этого мероприятия легла на бюджет страны. К 2020 году было установлено оптимальное соотношение среднего дохода персонала, выполняющего работу различной сложности, а также верхняя граница доходов работников, осуществляющих управление. С 2015 года начали проводить аттестацию соцработников, направлять их на курсы повышения квалификации.
В 2013 году вышел приказ Министерства труда и социальной защиты населения РФ № 677н, утвердивший стандарт профессиональной деятельности соцработника. Согласно ему, основная цель трудовых обязанностей соцработника — предоставить людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации, частично либо вовсе утратившим способность к самообслуживанию, следующие виды услуг, смежных с социальными:
- бытовые;
- медицинские;
- правовые;
- психологические;
- экономические.
Люди, совершавшие преступления и имеющие судимость, к социальной работе не допускаются.
Если расписать, что должен делать соцработник, получится следующий список:
- находить тех, кто испытывает трудности и нуждается в социальном обслуживании;
- закупать клиентам продукты, доставлять их на дом, при необходимости готовя из них блюда или принося горячие обеды;
- покупать предметы первой необходимости;
- покупать книги и журналы, билеты в культурные заведения;
- доставлять клиентам воду, если те живут в доме, где нет центрального водоснабжения;
- доставлять топливо тем, кто живет без центрального отопления, а также помогать растапливать печь;
- относить при необходимости вещи клиента в химчистку либо починку;
- нанимать людей для уборки жилья клиента, а также специалистов для устранения имеющихся неисправностей и ремонта жилого помещения;
- нанимать специалистов для ухода за садом либо огородом;
- рассказывать клиенту об услугах, которые он может получить;
- помогать в оформлении различных заявлений, а также сопровождать клиента в его походах за получением различного рода услуг (включая медицинские и социальные);
- оплачивать платежные квитанции клиента;
- читать клиенту его корреспонденцию и помогать писать письма;
- вызывать социальное такси для клиента;
- оказывать клиенту первую помощь, а также проводить медицинские процедуры, прописанные врачом;
- поддерживать позитивное настроение клиента;
- помогать клиенту получить образование или трудоустроиться;
- помочь родственникам организовать похоронный ритуал.
Все покупки и иные платные мероприятия делаются за счет клиента.
Дорожная карта в сфере социального развития — комплекс мер, призванных решить ряд таких проблем, как низкое качество обслуживания, длинные очереди за получением услуг, а также отсутствие мотивации у соцработников в повышении своей эффективности. Все необходимые меры постепенно внедрялись в жизнь с 2013 по 2020 гг. Конечно, не обошлось и без попыток обойти требуемые мероприятия. Известно, что в 2016 году вместо увеличения зарплат в ряде регионов перевели часть сотрудников соцслужб на иные должности (например, «рабочих бюро бытовых услуг»). Однако по большей части к 2020 году цели проекта были достигнуты.